Наш адрес:
ул. Победы, 21
(пересечение ул. Победы и ул. 12 апреля)

Запись по телефонам:
(061) 270-03-25
(066) 033-81-09



Этот загадочный иммунитет (или почему ребенок часто болеет и что с этим делать?)
Основы здоровья: закаливание без риска заболеть

Стопа ребенка. Какой она должна быть?
Деформации стоп являются одной из наиболее тяжелых врожденных патологий стоп у детей...

Спи младенец мой прекрасный или как организовать детский сон
Чтобы сердце было здоровым

Заболевания сердца у детей: частые вопросы
Солнце и дети, или как не испортить летний отдых
Готовимся к летнему отдыху. защита от «болезненных ситуаций»

Почему ребенок крутит головой?
Детская мастурбация – не надо паниковать!
Насилие в семьях




Этот загадочный иммунитет (или почему ребенок часто болеет и что с этим делать?)

Вот Ваш малыш подрос, он больше времени проводит с другими детьми, пошел в детский сад, и вдруг – начал часто болеть. Теперь, даже если у него не повышается температура тела, то из носа постоянно течет, малыш кашляет, чихает. Иногда от посещения садика вовсе приходится отказываться!

Что же произошло? Ведь совсем еще недавно, «до садика», он почти не болел! Может быть у него «слабый иммунитет»? Тогда как его усиливать, повышать? Какое средство выбрать, ведь в аптеке такой ассортимент? Постараемся внести ясность в сложившуюся ситуацию.

Вероятнее всего у Вашего малыша ничего особенного с иммунной системой не случилось. Просто, находясь в детском саду, он общается с детьми, среди которых неизбежно бывают больные в инкубационном (раннем) периоде заболевания, или имеющие легкое скрытое течение, или просто здоровые носители микробов. Ничего страшного в этом нет, ведь только «знакомство» иммунной системы с разными возбудителями болезней приводит к формированию иммунитета, чтобы защищать человека от всех этих проблем на протяжении последующей жизни. Развитие иммунной системы у детей продолжается до 5–6-летнего возраста, поэтому с некоторыми инфекциями организм малыша не может быстро справиться. На 2–3-м годах жизни 6 и даже 8 случаев «простуды» за год – это нормальный процесс наработки иммунитета!

Уточним, что это не относится к тяжелым инфекциям, когда принудительное и дозированное «знакомство» иммунной системы с опасным возбудителем через вакцинацию, является единственным способом защиты от драматических и трагических последствий болезни.

И так, в большинстве случаев Вам не о чем беспокоиться! И, уж конечно, не стоит прибегать к самолечению иммунными препаратами. Ваш семейный педиатр поможет выбрать правильную тактику индивидуальной профилактики в каждом конкретном случае. Например: профилактика гриппа для ребенка первого года состоит в прививании от гриппа окружающих членов семьи. Среди детей других возрастных групп в профилактической прививке от гриппа особо нуждаются дети с ослабленным иммунным ответом: часто болеющие, перенесшие тяжелые болезни, имеющие хронические заболевания. Им угрожает осложненное течение гриппа. Чем младше ребенок, тем опаснее для него грипп при прочих равных условиях.

Вообще, сигналом неблагополучия в деятельности иммунной системы часто служит затяжное течение острых заболеваний у детей, когда, например, каждое повышение температуры тела с насморком или кашлем заканчивается бронхитом, ангиной, отитом или пневмонией и т.д. У детей такие состояния бывают связаны с иммунодефицитом. Чтобы отличить временную недостаточность иммунитета от более грозных проблем иммунной системы, необходима консультация специалиста-иммунолога и дополнительное обследование. Именно врач-иммунолог подберет правильный режим поддержания нормальной работы иммунной системы и определит пути восстановления нарушенных функций.

ВСЕГДА ПОМНИТЕ, что необоснованный прием любого (даже растительного) иммунного препарата может быть очень опасным, в том числе и для здорового ребенка!

Наиболее универсальными и безопасными «средствами помощи» для успешного становления иммунитета у маленького ребенка являются: рациональное вскармливание, стимуляция физической активности и закаливание, использование витаминных комплексов и пробиотиков (по рекомендации педиатра).

Другой причиной частых болезней Вашего малыша может быть аллергия. В определенной мере, аллергические реакции – это специфические сбои в работе той же иммунной системы. Симптомы неблагополучия внешне очень похожи на «простудные»: у ребенка часто не дышит нос, при этом он нередко кашляет, особенно ночью, под утро и по утрам. Иногда могут возникать осложнения в виде воспаления среднего уха (отиты), носовых и лобных пазух (гаймориты, фронтиты), повторяются ларингиты, бронхиты, часто увеличиваются аденоиды. Тогда необходима помощь не только иммунолога, но и ЛОР-врача.

Возможно и сочетание иммунодефицита с аллергической настроенностью, особенно у детей, проживающих в промышленных регионах. При такой комбинации проблем желательно использовать оздоровление на климатических курортах и в чистых экологических зонах (Приазовье, Крым, Карпаты и др.).

Первые годы жизни малыша самые ответственные в становлении многих функций организма, а формирование полноценной иммунной системы – фундамент, определяющий в последующем возможность оставаться здоровым в самых разных жизненных условиях. Заложите прочный фундамент!

Вертегел А.А. детский иммунолог, доктор мед. Наук

Основы здоровья: закаливание без риска заболеть

Обзор рекомендаций, коротко о главном.

Всем с детства известно о пользе закаливания: закаленный человек лучше переносит охлаждение организма (или его частей) и реже заболевает.

Но как же работает «закаливание», если простудные болезни детей чаще всего вызваны вирусами?
И что собственно надо делать?
В какое время года начинать и с какого возраста?


Ответы на эти вопросы помогут родителям делать ежедневные маленькие успехи в кропотливом деле оздоровления ребенка без лекарств.

Сначала о коварных вирусах. Как только в каком-нибудь наружном органе, например в носу, из-за охлаждения нарушается кровообращение (периферические сосуды спазмируются, чтобы сохранить тепло для важных внутренних органов) – создаются условия для успешного проникновения вирусов в слизистую оболочку. Или активизируется бактериальная инфекция, с которой организм справлялся при помощи защитных реакций, когда условия для организма были комфортными (было тепло). При охлаждении функция клеток слизистой нарушается. Снижается выделение ими антител, защитных субстанций, способных убивать вирусы, которые очень часто присутствуют на слизистой носа, как бы поджидая удобного случая, чтобы проникнуть внутрь организма. Вдыхаемый воздух хуже нагревается, когда сосуды носа спазмированы, вирус быстрее размножается и попадает в более глубокие отделы дыхательных путей. Смысл закаливания состоит в том, чтобы сосуды реагировали меньшим спазмом на охлаждение, и таким образом, давали возможность иммунной системе адекватнее отвечать на инфекционные «нападения».

Учтем, что терморегуляция у малышей еще не совершенна и охлаждаются они сильнее, чем взрослые.

Казалось бы, самые незащищенные – дети первого года жизни, но на первом году у ребенка сохраняются защитные материнские антитела к некоторым вирусам, а затем защита кончается, и дети начинают чаще болеть вирусными ОРЗ – иногда по 6–8 раз в год. С возрастом ОРЗ болеют реже просто потому, что накапливаются антитела к разным вирусам.

Именно поэтому детям так необходимо закаливание – тренировка для сосудов. Реакция сосудов при постепенном увеличении охлаждения становится все более умеренной, количество защитных компонентов в слизистой оболочке носа не будет резко уменьшаться, заболевание пройдет легко или не разовьется вовсе.

Чтобы свершались такие чудеса, родителям придется потрудиться.

И дело не в кардинальных мерах, а в их системности и длительности. Вы ошибаетесь, если думаете, что закаливание пройдет быстрее и, главное успешнее, при воздействии очень низких температур. Вовсе не обязательно купаться в проруби! Самый важный принцип – контрастность воздействия. Если холод ведет к сужению сосудов, то тепло, наоборот, вызывает их расширение – а мы тренируем как раз способность сосудов изменять свой просвет в зависимости от внешнего холода или тепла. Воздействие умеренно прохладного воздуха на предварительно согретую кожу будет равноценно воздействию очень холодного раздражителя на не согретую кожу. Закаливаются при этом те участки, на которые направлено контрастное воздействие.

Какие же участки тела лучше всего закаливать? Традиционно это подошвы ног – там находится много рецепторов, активно реагирующих на холод и тепло. Важно также холодовое воздействие на кожу шеи, поясницы. Однако лучше закаливать одновременно сосуды кожи всего тела и конечностей, что дает более надежный эффект.

Лето удобный период для начала процедур с детьми, которые уже самостоятельно перемещаются и жаждут новых впечатлений. Закаливающие процедуры должны стать новой радостью – без удовольствия нет закаливания! Начинайте с 10–20 минут контрастных воздействий. Если ребенок совсем не закален, используйте воздушные ванны, хождение босиком.

Усиление воздействий осуществляйте постепенно. Занимаясь обливанием, начните с воды 30–32°С и снижайте ее каждые 2–3 дня на 2–3°. Уже через 10–15 дней вы дойдете до комнатной температуры или даже чуть ниже – до 16–18°, для школьников – до 14–15°. Это обеспечит прекрасный закаливающий эффект и не создаст опасности простуды. Можно двигаться и дальше, если это остается в удовольствие, и вы уже постигли не только азы правил закаливания.

Понятно, что минутные процедуры не дадут положительного результата без создания повседневного стимулирующего температурного окружения ребенка. Сам климат, его воздействие, является главным закаливающим фактором. Поэтому правильно одетый ребенок уже закаляется. Правила простые: одевать не по сезону, а по погоде. Если ребенок будет на прогулке активно двигаться – надевать на ребенка столько же слоев одежды, сколько надевают взрослые, или, еще лучше – на один слой меньше.

В переходный и холодный сезон закаливание может происходить и в помещении, если температура в нем не превышает 18–20° днем, а ночью – ниже на 2–4°. При этом на ребенке теплым должно быть что-то одно: пижама или одеяло. Можно выходить из теплого помещения на короткое время в легкой одежде на балкон. Или в коридор без отопления – используйте разные естественные возможности потренировать сосуды. Весь режим постепенно должен стать тренирующим, только тогда будет и результат.

А что же для самых маленьких? Закаливать ребенка никогда не поздно и в то же время никогда не рано. Приход памперсов в жизнь младенцев и их счастливых мам существенно подорвал основную закаливающую процедуру – повторные пеленания при смене мокрых пеленок. Воздушные ванны очень полезны – давайте ребенку несколько минут побыть голым на воздухе при комнатной температуре. Воздушные ванны удобно проводить и во время занятий гимнастикой, перед купанием. После купания можно облить малыша водой температурой на 2–4–6° ниже, чем вода в ванне, и саму температуру купания можно постепенно снижать с 37° до 34–32°.

Закаливание надо прерывать во время острого заболевания. Известный российский педиатр, профессор Владимир Таточенко, считает, что снова приступать к процедурам можно через 7–10 дней при нетяжелом ОРЗ, через 2 недели после 3–10 дневной лихорадки, а после тяжелой пневмонии – через 3–4 недели.

Прогулки на свежем воздухе продолжительностью 4 часа в день и больше, не только в хорошую погоду – самая замечательная привычка для родителей, стремящихся к здоровью ребенка. Начало этому положит сон в коляске на балконе или на улице, затем прогулки – и уже лучше не в коляске, а пешком.

Дома в холодное время года тоже можно создавать воздушную контрастность. Если у вас две комнаты, в одной – снижайте температуру до 10–12°, а в другой – оставляют ее на уровне 18–20°. Можно устроить подвижные игры, переходя вместе с ребенком из одного помещения в другое, можно попеременно побегать босиком по теплому и непрогретому полу.

Если воздух считать первой ступенью в закаливании, то вода – купания в прохладной воде, контрастный душ, обливания ног и всего тела – относятся к более действенным процедурам. Здесь надо придерживаться правил: душ – чередуйте теплую воду (до 40°, 30–40 секунд) с более холодной водой, удлиняя длительность ее воздействия от 15 до 30 секунд. Начинаем с теплой воды, заканчиваем – холодной, не растираем тело, а просто высушиваем. Температуру холодной воды снижают на 2–3° каждые 2–3 дня, первоначально несколько укорачивая время ее воздействия.

В летнее время дети любят купаться «до посинения» – это не опасно для закаленных, но не нужно. Синие губы и ногтевые ложа, озноб свидетельствуют о переохлаждении, это третья фаза реакции сосудов на холод – паретическая, организм теряет тепло, не контролируя ситуацию. Первые две фазы это – спазм (бледность кожи) при воздействии прохладной воды и затем расширение сосудов для согревания наружных частей тела (покраснение кожи, которое у закаленных более выражено). Прекрасную закалку дает плавание в бассейне – не столько само по себе, сколько в комплексе с воздушными ваннами. Занятия в бассейне надо построить таким образом, чтобы малыш испытывал комплексное контрастное воздействие: воздуха, самого бассейна, душа до и после бассейна, ходьбы босиком.

Любители бани могут приобщать к ней и детей. По силе температурного воздействия с баней ничто не может сравниться. Распаренный человек охотно принимает холодный или даже ледяной душ, окунается в прорубь, валяется в снегу, испытывая при этом огромное удовольствие.

Нельзя сказать, что закаленные полностью защищены от простуды. Но болезнь протекает без осложнений, а иммунная система ребенка накапливает необходимую информацию о внешнем микромире и о том, как успешно сосуществовать с ним, оставаясь здоровым.

Способов закаливания много, и если вы начнете закалять своего малыша с грудного возраста, будете следовать приведенным выше простым советам, можете с гарантией считать его достаточно закаленным, а значит сильным!

Стопа ребенка. Какой она должна быть?

Отвечает детский ортопед-травматолог Запорожской областной детской клинической больницы врач высшей категории Щекин Александр Олегович.

Когда у нас рождается ребенок, мы хотим, чтобы он вырос крепким и здоровым. Но зачастую мы не знаем, на что обратить внимание. Для этого и существуют плановые осмотры педиатра и узких специалистов. Но иногда необходимо показать ребенка специалисту внепланово. На что нужно обращать внимание? Мы хотим обратить Ваше внимание на стопу ребенка. Что такое косолапость, практически всем хорошо известно, но только ли ей ограничивается патология стопы? К сожалению, нет. Остановимся на врожденной плоско-вальгусной деформации стоп.

Деформации стоп занимают одно из первых мест среди врожденной патологии опорно-двигательного аппарата, а врожденная плоско-вальгусная деформация стоп (ВПВДС) является одной из наиболее тяжелых врожденных патологий стоп у детей.

По статистике, до 3 летнего возраста ВПВДС диагностируется не более чем в 45% случаев, а большая часть данной патологии диагностируется у подростков медицинскими комиссиями военкоматов как плоскостопие. Это объясняется тем, что у детей до 3-4 лет имеется так называемое физиологическое плоскостопие, которое является закономерным этапом развития и формирования стопы ребенка. Жировая подушка, выполняющая продольный свод стопы малыша, определяет плоскую форму подошвенной поверхности стопы. Эта «подушечка» играет роль своеобразного буфера, поддерживающего костную основу продольного свода стопы при нагрузке, и к 4-5 годам постепенно «вытаптывается».

До настоящего времени не разработана единая система диагностики данной патологии, особенно в раннем возрасте. В связи с этим, распространенным является мнение (и среди врачей), что у детей до 3-4-летнего возраста невозможна диагностика плоско-вальгусной деформации стоп. В результате поздней диагностики и позднего начала лечения деформация стоп усиливается, появляются вторичные изменения в виде артроза суставов стопы, а это — боль при ходьбе, быстрая утомляемость ног, нарушение походки — как минимум, и последующая инвалидизация — как максимум.
По мнению специалистов нашей клиники, данную проблему можно и НУЖНО диагностировать с первых месяцев жизни ребенка, когда лечебные воздействия, корригирующие мероприятия могут свести к минимальным последствия тяжелых форм и полностью исправить легкие и среднетяжелые деформации.



На фотографиях ребенка 5 месяцев жизни показано, что при этой деформации хорошо заметно отклонение пятки кнаружи, отведение переднего отдела стопы кнаружи, наличие выпячивания по внутреннему краю стопы, которое обусловлено подвывихом головки таранной кости.



Для сравнения мы приводим фотографии стоп здорового ребенка такого же возраста. В норме ось стопы и ось голени находятся на одной линии, передний отдел стопы находится в положении приведения по отношению к заднему на 8-10, свод стопы хоть и менее выражен, чем у взрослого, но все же отчетливо заметен.

В повседневной практике мы видим, что деформацию легкой и средней степени тяжести родители замечают после года жизни ребенка, так как с началом самостоятельной ходьбы деформация прогрессирует. Дети с ВПВДС начинают ходить позже — с 1-1,5 летнего возраста. Мышечный тонус снижен — отмечается быстрая утомляемость при ходьбе по сравнению со сверстниками. По внутреннему краю стопы отмечаются натоптыши (омозолелости). Обувь быстро приходит в негодность в связи со снашиванием внутреннего края подошвы и заламыванием задника кнаружи. С возрастом и увеличением массы тела появляются боли после физических нагрузок. Это свидетельствует о развитии артроза.

Тяжелая степень плоско-вальгусной деформации хорошо заметна сразу после рождения ребенка.
Легкую и среднюю степень деформации заметить труднее, но внимательная мама вполне может справиться с задачей. При малейших сомнениях лучше проконсультироваться с детским ортопедом, так как чем раньше начинается лечение, тем быстрее и легче достигается желанный результат.


Спи младенец мой прекрасный или как организовать детский сон

Выделяют четыре стадии сна: дремота, неглубокий сон, глубокий сон и сон со сновидениями (фаза быстрого сна). Современные исследования показали, что сон является не пассивным, а активным состоянием, во время которого происходят важные физические и психические процессы: растут и делятся клетки, удаляются из организма токсины, перерабатывается и складируется в памяти полученная за день информация. Характеристики сна изменяются по мере взросления человека.

Новорожденный младенец спит 18 часов в сутки, отвлекаясь от этого сладкого состояния только для того, чтобы поесть. При этом его сон наполовину состоит из так называемой активной фазы, которая у взрослых ассоциирована с просмотром сновидений (видят ли сны маленькие дети доподлинно не известно). В дальнейшем доля активной фазы неуклонно уменьшается, и у взрослых составляет 20% сна.

Путать «день с ночью» малыш обычно перестает к 1,5 месячному возрасту – в это время у него появляется период бодрствования, привязанный к дневному времени. У ребенка активно идет созревание мозговых структур, отвечающих за работу внутренних часов, реагирующих на изменение уровня освещенности. Поведение родителей призвано подчеркивать разницу между дневным и ночным временем суток (ночью – низкий уровень освещения, тихий голос, минимальное взаимодействие с ребенком; днем – все наоборот). К возрасту 3-х месяцев 70% детей могут спать непрерывно от вечернего до утреннего кормления (4–6 часов). С 6-месячного возраста надо заняться формированием режима ночного сна: для «сов» – с 23 до 7 часов, для «жаворонков» – с 21 до 5 часов утра, с учетом распорядка удобного для семьи. Дневной сон не должен быть излишним или поздним (на закат солнца), примерно ? времени надо отводить на ночной сон. Происходит и постепенный переход от многоразового дневного сна к 2-х разовому в 1 год, и к 1-разовому – к возрасту 2 года.

Детскую кроватку для детей первого года жизни удобно разместить в спальне родителей, там она может оставаться до 3-х лет. Приучать ко сну в отдельной комнате можно уже годовалого ребенка и это иногда проще, чем менять стереотипы в более старшем возрасте.

Обратите внимание на температуру и влажность воздуха в месте, где уложен ребенок (18–200С, влажность70%), проветривайте, постель до 2-х лет может быть без подушки или с тонкой подушкой (по высоте плеча), белье из натуральных волокон, выстиранное детскими моющими средствами. Подгузники выбирайте гипоаллергенные, пижамки – мягкие, а одеяла не слишком теплые.

К нормальным феноменам, возникающим во время сна у детей, относят плач или «похныкивание» ребенка во сне – в медицине это называется «физиологический ночной плач». Являются ли эти звуки сигналом тревоги? Предполагают, что таким образом находят выход дневные эмоции и впечатления малыша, вероятно, во время фазы сна со сновидениями. Кроме этого, физиологический плач несет «сканирующую» функцию: ребенок проверяет наличие родителей и возможность получить продержку и успокоение. Не получив подтверждения, он просыпается и плачет уже по-настоящему. Поэтому каждая мама (и папа) должны понять для себя грань необходимости реагирования на негромкие ночные звуки ребенка. При излишней «бдительности» малыш не получает возможности научиться справляться со своим ночным одиночеством самостоятельно, самоуспокаиваться, соответственно и в дальнейшем он каждую ночь будет требовать внимания родителей. Особенно пагубной оказывается привычка давать грудь в ночное время для успокоения ребенка сосательным рефлексом (с 6 месяцев здоровый ребенок не нуждается в ночном кормлении). Способность самоуспокоения в возрасте 1 года развивается уже у половины детей.

Другим поводом для беспокойства родителей являются ночные пробуждения малыша, во время которых требуется участие взрослых. Пробуждение ночью является нормальным элементом сна и связано с его стадиями (дремота или сон со сновидениями). Поскольку эти стадии сменяются с определенной периодичностью, (у грудных детей это 50–60 мин.), то и возможности для пробуждения возникают несколько раз за ночь. Дети в возрасте 1 года пробуждаются в среднем 1–2 раза за ночь, затем, в большинстве случаев, тут же засыпают. При повышенном внимании со стороны родителей, при неумении ребенка самоуспокаиваться эти изначально естественные пробуждения перерастают в расстройства сна.

Часто родители обращаются к врачу по поводу вздрагиваний ребенка во сне (при этом назначаются разнообразные обследования, не выявляющие никакой патологии). Установлено, что вздрагивания при засыпании и во время поверхностных стадий сна являются естественным феноменом, связанным с изменением нервной возбудимости при переходе от бодрствования ко сну и между стадиями сна. У маленьких детей этот феномен может проявляться ярко в связи с тем, что тормозные механизмы нервной системы недостаточно сформированы, в дальнейшем выраженность вздрагиваний будет уменьшаться.

Познакомимся и с наиболее часто встречающимися истинными расстройствами сна у детей грудного и раннего возраста. Распространенность нарушений сна в этом возрасте не мала – каждый шестой малыш плохо спит. Чаще всего наблюдаются инсомнии – трудности засыпания и/или поддержания непрерывного сна ребенка в течение ночи. Выделяют инсомнии первичные, когда расстройство сна является основной проблемой и развивается само по себе, и вторичные – проблемы сна, отражающие наличие каких-либо других заболеваний, чаще неврологических.

Нарушения сна, возникающие в этом возрасте, чаще всего первичные и обусловленные неправильным установлением режима сна ребенка. К наиболее распространенным формам относятся поведенческая инсомния и расстройство пищевого поведения, связанное со сном.

Проблема поведенческой инсомнии кроется в неправильной организации действий в период связанный со сном. Наиболее часто это нарушение ассоциаций засыпания – условий внешней среды, при которых ребенок чувствует себя комфортно, успокаивается и погружается в сон. Как это выглядит? Ребенок часто просыпается ночью, плачет и не успокаивается до тех пор, пока его не возьмут на руки и не покачают. Другой вариант - невозможность засыпать вечером самостоятельно – требуется обязательное присутствие взрослых в период засыпания, который может затягиваться на несколько часов. Проблема не всегда рождается сама, иногда мы её буквально создаем собственными руками. К неправильным ассоциациям засыпания относятся: засыпание на руках у взрослых, в родительской постели, при укачивании, при перебирании волос, во время кормления с бутылочкой во рту, с пальцем во рту и т.д. Почему к неправильным? Потому что, проснувшись ночью, малыш будет криком требовать создать те условия, в которых его научили засыпать. А в итоге, нарушение ассоциаций засыпания явится расстройством сна и у ребенка, и у мамы с папой, которые будут беречь сон ценой собственного недосыпания…

Создание «правильных» ассоциаций засыпания избавит родителей от бесконечных ночных бдений, которые могут затянуться до 3-х летнего возраста. Начинайте с соблюдения одного и того же ритуала укладывания. Например: купание, кормление, небольшой период пребывания взрослого у кроватки ребенка и оставление его одного (безусловно, с коррекцией на возраст). В настоящее время с помощью радионяни, (или видеокамеры) родители могут знать, что происходит в детской спальне, не заходя туда лишний раз. Помогает ребенку уснуть и, так называемый, «предметный посредник». Это некая вещь, которая находится рядом в постели во время сна. Для грудничков это может быть пеленка, сохраняющая запах матери, ее молока, а для детей постарше – любимая игрушка. Эти предметы помогают ощутить связь с родителями, успокоиться во время ночных пробуждений ребенка. Заменять «неправильные» ассоциации «правильными» бывает сложно, и может вызывать активный протест со стороны малыша, но все же необходимо приучать ребенка засыпать в своей кроватке. Сон в одной кровати с матерью нельзя отнести к здоровому сну.

В ходе исследований показано, что изменение условий сна не является «запредельным» стрессом для ребенка (скорее для других членов семьи) и через какое-то время, чаще около недели, он смиряется со вновь установленным режимом. Для того, чтобы облегчить переход к новым правилам, используются легкие успокаивающие средства на основе валерианы и пустырника. В сложных случаях требуется помощь врача. Существуют специальные методики поведенческой терапии расстройств сна, которые содержат конкретный план действий по изменению ассоциаций засыпания.

К другой разновидности поведенческой инсомнии детского возраста относится расстройство установок сна. Эта проблема детей более старшего возраста (после года), которые уже могут вылезать из кроватки и устно высказывать свое недовольство. Проявляется это нарушение сна тем, что ребенок отказывается ложиться в установленный срок, придумывает различные поводы, чтобы оттянуть время похода в постель или устраивает истерики. Будучи уже в постели, он не смиряется с навязанным режимом, и начинаются бесконечные «походы» в туалет, просьбы дать попить, поесть, посидеть рядом и т.д. Общение с родителями, таким образом, продлевается на 1–2 часа, после чего малыш засыпает. Другой формой нарушения установок сна являются ночные приходы в постель к родителям. В данном случае не выполняется установка на сон в определенном месте. Конечно, большинству детей значительно комфортнее и слаще спать под материнским или отцовским боком. Качество сна самого ребенка при этом не страдает, чего нельзя сказать о родителях. Часто неправильные ассоциации засыпания и установки сна сочетаются. В лечении этого вида расстройств сна главным является достижение внутреннего согласия ребенка с «навязываемым» ему режимом. Это достигается, во-первых, неуклонным соблюдением ритуала укладывания и места для сна. У годовалого ребенка еще нет понимания времени, соответственно, нужно сделать так, чтобы ритуал укладывания содержал понятные ему временные ориентиры, подсознательно подготавливающие его к моменту расставания. Чаще всего это определение числа читаемых сказок (одна или две). С более старшими детьми можно договариваться укладываться на полчаса позже, но взамен не требовать потом внимания родителей или подкрепить эту договоренность обещанием неких благ в будущем при соблюдении правил отхода ко сну. Успокаивающие средства, как и в предыдущем случае, имеет смысл применять только на время изменения стереотипа сна, снижая болезненность этого периода для малыша и домашних.

К другой форме нарушений сна относится расстройство пищевого поведения, связанное со сном, когда для того, чтобы уснуть во время ночных пробуждений, малышу требуется поесть или попить. Повторимся, если нет проблем с набором веса, никаких показаний к сохранению ночных кормлений нет. А вот вред от ночного питания, хотя не очевиден, но вполне возможен: получая молочко в течение ночи, ребенок подвергается риску развития кариеса, в горизонтальном положении возможен заброс молока из носоглотки через евстахиеву трубу (канал, соединяющий ухо и носоглотку) во внутреннее ухо, приводящий к его воспалению. Ночные кормления нарушают гормональные циклы организма, так как в норме пищеварительная система должна отдыхать с вечера до утра. Важным шагом в лечении расстройства пищевого поведения, связанного со сном, является разнесение по времени моментов кормления и укладывания в постель (не менее чем на 30 минут). Кормление следует проводить не в постели, если ребенок не получает грудное молоко и уже может сидеть лучше использовать не бутылочку, а чашку или поильник. После приучения к новым условиям вечернего приема пищи можно приступить к уменьшению количества даваемого ночью питания, не предлагать грудь. Изменение режима и условий сна, не менее эффективно улучшают сон, чем лекарственные препараты. При этом действие лекарств в отношении сна прекращается почти сразу по окончанию лечения, в то время как плоды нормализации режима сна семья продолжает пожинать и в дальнейшем.

В случае вторичных нарушений сна (т.е., развившихся на фоне других заболеваний), необходима коррекция патологии, которая стала первопричиной проблемы, и, на это время, возможно назначение успокаивающих средств, вплоть до снотворных. Однако даже в этом случае более важными являются мероприятия нормализации режима сна и поведенческой терапии.

Соблюдение ритуалов при подготовке ко сну, важнейшая часть успешного и бесконфликтного укладывания ребенка. Соблюдайте правила: в вечернее время уместны тихие беседы, игры и ласковые интонации, старайтесь не менять последовательность действий. Прелесть ритуалов для детей заключается в том, что они могут прогнозировать следующие события и поэтому чувствуют себя увереннее. Включайте все задачи в свой ритуал укладывания, и тогда ребенок будет воспринимать их совершенно естественными дополнениями к вечерним удовольствиям. Пусть одной из традиционных вечерних игр станет складывание игрушек на скорость, а другой – самостоятельное одевание пижамы.

А младенец не нуждается в сложной процедуре укладывания. Главное для крепкого и долгого сна (около 5–6 часов) – чтобы ребенок был сыт, доволен и утомлен. Поэтому ритуал для крошки разумнее составить из следующих компонентов. Массаж или гимнастика. Купание или плавание. Организация спального места. Сытное кормление перед сном. Существует масса промежуточных вариантов в использовании предложенных правил. Если все делать на одной «веселой» волне, малыш незаметно для себя приобретет массу полезных привычек.

Хорошим завершением вечернего ритуала будет сказка. Ну и всем известно, как маленькие дети любят мамино пение. Не забывайте подарить друг другу перед сном ласковую улыбку и нежное прикосновение. И путешествие в царство сна будет счастливым!

Чтобы сердце было здоровым
Татьяна Андриенко кандидат мед. наук

Как и весь организм, сердечно-сосудистая система ребенка находится в постоянном развитии, в связи с чем, в детском возрасте параметры работы сердца постоянно меняются.
Услышать, как работает сердце несложно. Внимательные мамы могут заметить, что у маленького ребенка частота сердцебиений выше, чем у взрослого. Очень часто бьется сердце во время плача или крика, а во сне ритм сердца наоборот замедляется. Не стоит беспокоиться, так и должно быть: чем выше нагрузка, тем чаще сердцебиение. Иногда у детей возможно неритмичное сокращение сердца, связанное с актом дыхания, так называемая «дыхательная аритмия», что тоже нормально.
В то же время и тахикардия (учащение ритма), и брадикардия (урежение), и аритмия могут быть признаками серьезных проблем. Вероятно, прежде мама обратит внимание на общее ухудшение самочувствия: повышенную утомляемость, снижение аппетита. В такой ситуации следует, как можно раньше, проконсультироваться с педиатром или со специалистом — детским кардиологом. Скорее всего, Вашему ребенку будет назначено специальное обследование — электрокардиограмма, УЗИ сердца.
Такое же обследование и с осмотром детского кардиолога предшествуют и определению в спортивные секции. Врач подскажет уровень нагрузок именно для Вашего ребенка: физкультура для здоровья и удовольствия или серьезные тренировки на пути в «большой спорт». Интенсивные занятия спортом без врачебного контроля могут привести к перегрузке сердца и нарушению его работы, повреждение клеток сердечной мышцы может оказаться необратимым.
Артериальное давление у детей, как и частота сердцебиений, зависит от возраста, оно ниже, чем у взрослых. Измерение этого показателя лучше проводить у врача, который знает детские нормы и воспользуется для измерения специальными манжетками, соответствующими возрасту. Будет оценена степень тренированности сердца, адекватность реакции на нагрузку.
Здоровый ребенок всегда физически активен, много играет, живо интересуется всем новым и необычным. Его сердце способно полностью обеспечивать интенсивные процессы роста и развития. Поэтому, и отклонение в обычном поведении ребенка, и отставание в физическом или нервно-психическом развитии может быть проявлением заболевания сердца и сосудов. Такое скрытое течение страдания сердца нельзя назвать большой редкостью.
Причиной болезни являются врожденные или приобретенные пороки развития, воспаление оболочек сердца как результат инфекционного или ревматического процесса, временные функциональные или метаболические нарушения.
Современная медицина способна бороться со многими сердечными недугами детского возраста. Главное, чтобы родители не забывали о маленьком сердце, которое скромно напоминает о себе — тук-тук, тук-тук, тук-тук...


Заболевания сердца у детей: частые вопросы

Отвечает Андриенко Т.Г., врач-педиатр, доцент, кандидат мед. наук.

1. В последние годы врачи стали чаще ставить серьезные диагнозы по заболеванию сердца совсем маленьким пациентам. С чем это связано по вашему мнению? Врожденные заболевания и пороки сердца с чем связаны? Какова роль наследственности?

Давайте сначала немного разобьем на части понятие «серьезные заболевания сердца». Заболевания могут быть наследственными, врожденными и приобретенными. На наследственность мы повлиять не можем, но пренатально (в ранние сроки беременности) можно диагностировать заболевание и принимать взвешенное решение об исходе беременности. Врожденные заболевания – это те, которые сформировались у плода под действием различных неблагоприятных факторов, воздействующих на беременность. В таком случае, много доказательств того, что внешние повреждающие действия многофакторны: экология, здоровье матери, агрессивные воздействия в первые 3 недели беременности (острые заболевания, алкоголь, курение, профессиональные вредности и др.). Группа приобретенных заболеваний сердца состоит из собственно «больного сердца» и вторично «пострадавшего сердца» в ходе других заболеваний. Причинами являются разного рода инфекции и нарушения обмена веществ. Таковы причины заболеваний и, очевидно, что многие факторы «агрессии на сердце» в современном мире усиливаются. А с другой стороны, своевременные методы диагностики заболеваний сердца, в том числе инструментальные и дородовые, стали гораздо лучше, доступнее и входят в перечень безоплатных для беременных и планирующих беременность.

2. У детей тоже бывает инфаркт и ревматизм? Самый маленький пациент с такими диагнозами?

Не могу с уверенностью говорить о статистике, но инфаркты у детей бывают крайне редко и связаны не с ишемической болезнью сердца, как у взрослых, а с наследственной предрасположенностью или с обменными нарушениями, с травмами. По поводу ревматизма можно уверенно констатировать снижение заболеваемости во всем мире. Это результат использования современной антибактериальной терапии и высокий контроль активности стрептококковой инфекции. Это осуществляется у пациентов, и главным образом, конечно, у детей с проявлениями тонзиллита, лабораторными и микробиологическими методами. В семье все должны знать, что если мама или папа болели в детстве ангиной, то ребенок обязательно унаследует эту проблему. Значит надо тщательно следить за состоянием миндалин, не допускать ангин, полноценно лечить ангину, после ангины проверять состояние сердца.

3. На какие признаки и симптомы родителям стоит обратить особое внимание, чтобы не пропустить серьезную болезнь?

Прежде всего, это общее самочувствие ребенка, его активность, возможность хорошо переносить физические нагрузки. Слабость, одышка, бледность или синюшность губ, ногтевых лож, ускоренное сердцебиение – признаки, которые всегда сопровождают серьезное «сердечное неблагополучие». Вообще, с любыми подозрениями на проблемы сердца советую обращаться к врачу. Когда речь идет о сердце, всегда лучше гиперопека, чем недооценка ситуации – «пламенный мотор» у нас один и его надо беречь.

4. Какие болезни могут дать осложнение на сердце?

На первых ролях здесь вирусные инфекции, в частности грипп. Для детей неблагоприятны частые респираторные заболевания, которые протекают длительно или тяжело. Бактериальные инфекции, и как уже говорилось, наиболее агрессивен бета-гемолитический стрептококк (причина ревматического поражения сердца). Общая рекомендация по вопросу «как защитить сердце при вирусном или другом заболевании» очень проста – дайте организму и сердцу восстановиться. Нельзя возвращаться к физическим нагрузкам после заболевания ранее, чем через месяц.

5. Проба Руфье, которую ежегодно проходят все школьники, действительно показательный метод определения проблем с сердцем у ребенка?

Мое мнение – да. При всем несовершенстве этой пробы, массе претензий у нас, врачей, к ее «неуниверсальности» для детского возраста, она дала возможность увидеть много проблем, которые не выявлялись при классических медосмотрах. С точки зрения контроля состояния тренированности сердца, проба Руфье хороша. В настоящее время проводятся исследования, накапливается материал, который даст возможность предложить модификации этой пробы для детского возраста, для детей разного состояния здоровья. Но ведь определить неблагополучие не цель, а только рубеж. Проблема главная в том, что совершенно не работают системы, призванные восстанавливать здоровье и поддерживать здоровье, например, школьников. Кабинеты ЛФК в поликлиниках практически не функционируют. Так называемые «специальные» группы по физкультуре в школах существуют номинально и отданы на усмотрение учителя физкультуры. Родители остаются главной силой и опорой, которая должна встать рядом с ребенком, и помочь стать здоровым, выносливым, готовым быть счастливым.

В Детском медицинском центре «Кенгуру» есть квалифицированные специалисты по необходимым специальностям и Вы сможете найти ответы на все интересующие Вас вопросы.


Солнце и дети, или как не испортить летний отдых

Настала любимая летняя пора и родители с чадами всех возрастов стремятся получить от «звезды по имени Солнце» максимальное количество живительного тепла. Многие рассчитывают запастись здоровьем у моря.

Чтобы не омрачить это прекрасное время мамам и папам следует помнить простые правила общения маленького ребенка с солнцем, с летним теплом, чтобы малыш получил свою порцию крепкого здоровья без проблем.

Из довольно часто подстерегающих неприятностей стоит поговорить о перегревании (в виде теплового или солнечного удара) и о солнечных ожогах.

У детей до одного года и младшего возраста симптомы перегревания (теплового удара) развиваются чаще. Отчасти это происходит из-за физиологического несовершенства системы терморегуляции в детском организме и относительно большой (по сравнению со взрослыми) поверхности тела. Особенно легко не заметить, что ребенку жарко, при сочетании высокой температуры окружающего воздуха с повышенной влажностью, даже не в солнечный день. Также речь может идти о перегреве ребенка в помещениях, в автомобиле (автомобильная пробка на открытом солнце) или просто летом на пляже, в горах.

Если Вы остались в городе, то профилактика перегрева в жаркую погоду состоит в прогулках в зеленой зоне, в «кружевной» тени в утренние часы (до 11 часов) и вечером после захода солнца. Одежда должна быть из хлопчатобумажных тканей, обязательна шапочка при выходе на прямое солнце. Увеличьте суточное количество жидкости в рационе 1,5–2 раза больше обычного. Ежедневно делайте прохладные ванны.

Первыми признаками теплового удара может быть изменение поведения: ребенок возбужден, капризен, затем становится вялым. Появляются покраснение, а затем бледность лица, холодный пот, иногда зевота. Ребенок отказывается от молока (или другой еды), но с охотой пьет воду. Позже могут начаться понос и рвота. Температура тела может подняться выше 37°. Если расстройство продолжается, могут возникнуть судорожные подергивания мышц лица и конечностей. Не откладывая, вызовите врача.

Что делать в ожидании врача? Ребенка уложите без одежды, обтирайте холодной водой, положите пеленки или полотенца, смоченные прохладной водой на область головы, на грудь, в паховые складки. Давайте прохладное питье часто, небольшими порциями, оно может быть подсоленным (1 ч. ложка на 1 литр воды). К носу можно аккуратно поднести вату, смоченную нашатырным спиртом или уксусом.

Теперь обсудим, как защитить ребенка от солнечного ожога и теплового удара, когда Вы проводите время на пляже, на море. Начнем с элементарного – на солнце выходим только в панамке. Чтобы не обгорали плечики, в первое время надевайте рубашку или футболку. Совсем голым ребенка можно выпускать, когда он немного загорит – где-то через дня 3–4. Для защиты от ожогов используйте высококачественные детские солнцезащитные кремы без парфюмерных добавок (степень защиты от ультрафиолета 15-20-35) и без консервантов и эмульгаторов. Добавки и жиры могут вызвать аллергию или нарушить теплоотдачу, закупорив кожные поры. Если ребенку нет еще 6 месяцев, крем от загара использовать нельзя, просто не подставляйте малыша под прямые солнечные лучи. Более старшим детям наносите солнцезащитные кремы за полчаса до солнечной ванны и несколько раз в течение дня – в любом случае после каждого купания, даже если погода облачная. Если ребенок находится на пляже голышом, то периодически смазывайте область сосков и половых органов солнцезащитным кремом с более сильной степенью защиты. Для девочек это является обязательным, а для мальчиков – желательным.

Начинайте солнечные ванны медленно: в первый день только по 5 минут 2–3 раза в утренние и вечерние часы. Старайтесь, чтобы ребенок не загорал длительное время лежа. Позагорав пару раз по 3–4 минуты на спине, на животе, на правом и левом боку (после купания), отправьте его играть с другими детьми или сами поиграйте с ребенком в подвижные игры – в движении загар будет ровным, а вероятность ожога – значительно ниже. Даже если ребенок не обгорел в первые 5 дней, срок пребывания на открытом солнце должен быть ограниченным. Бывает нелегко заставить ребенка уйти с солнца. Попробуйте привести в пример животных, которые в жаркие дни ведут себя гораздо разумнее, чем дети. Замечал ли малыш, что собака никогда не ляжет спать на солнцепеке, а найдет какой-нибудь затененный уголок? То же самое делают и дикие животные, например львы или тигры. Договоритесь через каждые полчаса пребывания на солнце отдыхать в тени, по крайней мере, пятнадцать–двадцать минут. Старшим детям нелишне будет объяснить, что если вдруг появится слабость, головокружение или подташнивание, немедленно нужно уходить в тень и сказать родителям или другим взрослым о своем самочувствии. При длительном нахождении на жаре не забывайте давать ребенку много питья (морсы, разведенные соки, квас и т.д.). Почаще предлагайте окунаться в воду. Глаза тоже нуждаются в защите, ведь яркое солнце может вызвать ожог глаз, поэтому темные очки хорошего качества – вовсе не дань моде.

В ситуации, когда ребенок все же перегрелся, следует поместить его в ванну с прохладной водой или завернуть в холодную влажную простыню, которую надо менять – это поможет снизить температуру тела. Ребенок, который долго и обильно потел (например, активно двигался на солнце), должен съесть что-нибудь соленое. Пока температура не снизится до нормальной и самочувствие ребенка не улучшится, он должен лежать в постели, пить много жидкости и есть подсоленую пищу. Вызов врача необходим при повторной рвоте, поносе, судорогах.

А если ребенок все-таки обгорел, заверните его в полотенце, смоченное холодной водой, или наденьте мокрую рубашку, а вернувшись домой, оботрите раствором, состоящим воды и уксуса в соотношении 50 на 50. Наложите холодные компрессы с творогом или йогуртом на покрасневшие участки кожи, но не на пузыри. Можно использовать специальные охлаждающие и противоожоговые эмульсии, бальзамы. Ими, конечно, надо запастись заранее – снижать температуру кожи надо сразу.

Соблюдайте простые правила и наслаждайтесь отдыхом!

Андриенко Т.Г., педиатр


Готовимся к летнему отдыху. Защита от «болезненных ситуаций»

Лень Людмила Викторовна, врач педиатр высшей категории.

Лето – сезон счастья. Не омрачить его помогут наши простые советы и предостережения относительно самых частых болезненных ситуаций теплого времени года.

Что делать с укусами комара, пчелы? Кусающие и жалящие насекомые преследуют нас везде. Больше всего страдают дети. Начнем с «мошкары», благоприятные условия для её активного размножения – жара и сырость. В настоящее время существует достаточное количество репеллентов (в том числе и для детей), которые будут отпугивать от малыша надоедливых комаров. Если вы все же обнаружили укусы, их можно смазать раствором пищевой соды (1/2 чайной ложки на 100 мл воды), можно обработать соком свежей петрушки – это уменьшит зуд. Так же есть специальные наружные средства для этих ситуаций, которые вам предложит аптека – лучше запас сделать заранее.

Наиболее опасны укусы пчелы и осы, т.к. могут вызывать аллергические реакции у предрасположенных к этому людей. Лучшая защита в таком случае – предусмотрительное поведение на природе и наличие при себе средств экстренной помощи. Пчела и оса не нападают на человека, мы можем только непроизвольно заставить их обороняться. Поэтому правила просты: не кормите детей продуктами, привлекающими внимание этих перепончатокрылых обитателей Земли, создайте условия их непроникновения в ваше обиталище, не находитесь с детьми в местах их активной жизнедеятельности. Если все же ужаление произошло, знайте, оса не оставляет жало, а пчелиное жало надо аккуратно удалить, не раздавив мешочек с ядом, находящийся на наружном конце. Сделать это можно пинцетом или соскабливанием. На место укуса всегда надо приложить холод (лучше лед), это замедлит всасывание яда и уменьшит активность аллергической реакции. Если вы знаете, что ваш ребенок может остро аллергически отреагировать на укус насекомого, необходимо иметь с собой минимальный набор медикаментов для экстренной помощи, т.к. при укусах в верхнюю половину туловища, особенно в голову и шею отечные аллергические реакции развиваются очень быстро. Набор и способ применения следует оговорить с вашим врачом педиатром или аллергологом. При нарастании отека примите все меры к быстрейшему направлению к пункту медицинской помощи.

Нарушения пищеварения – попросту говоря, поносы и рвоты. Причин может быть несколько: вирусные и бактериальные кишечные инфекции, пищевые и не пищевые отравления, нарушения рациона питания, изменение режима, перегревание, могут быть и кишечные катастрофы, не связанные с сезоном (аппендицит, инвагинация). Универсальных советов, поэтому не так уж много. Рвота и понос требуют восстановления утраченной организмом жидкости, применения средств, противодействующих разным токсическим агентам и диетического питания. Из безрецептурных средств желательно иметь в запасе регидрон, смекту, антигистаминное средство быстрого действия. На рвоту, понос и температуру начинайте выпаивание регидроном по 1 чайной ложке в 5–10 минут с добавлением 1 пакета смекты на четверть стакана воды, при отказе ребенка от этих средств – любое неконцентрированное питье приемлемое для ребенка (чай зеленый, компот, вода, минералка без газа), дайте жаропонижающее при температуре выше 38,50С и обращайтесь к врачу. Помните, при неукротимой рвоте ребенок обезвоживается очень быстро.

НА БОЛЬ В ЖИВОТЕ ВЫЗЫВАЙТЕ ВРАЧА, не давая обезболивающих препаратов, которые могут изменить картину заболевания и затруднить постановку правильного диагноза.

При подозрении на аллергию, чаще это высыпания на коже – дайте антигистаминное средство. В любом случае ваши действия должны закончиться визитом к врачу.

Лето – время путешествий, думаю, наши советы особенно помогут тем, кто собирается провести время вдали от дома. Хороших впечатлений от отдыха!


Почему ребенок крутит головой?

Это сложный вопрос. Многое зависит от того, в какой ситуации это происходит. Когда речь идет о том что «ребенок крутит головой», рассматриваются варианты боль в ушах, дискомфорт при прорезывании зубов, беспокойство, связываемое с рахитом, и неврологическая симптоматика (чаще всего стереотипия или повышение внутричерепного давления – ВЧД)

Если ребенок крутит головой перед сном – это практически 100% стереотипии. Это нарушение сна, ребенок себя «укачивает». ВЧД (его признаки видно на УЗИ) может провоцировать стереотипии, но стереотипии могут существовать и самостоятельно (без признаков ВЧД). Причины именно этого вида стереотипий (тип качание) вообще неизвестны точно до сих пор. Нет явных медицинских и социальных факторов, которые их провоцируют. Радует то, что в большинстве случаев это проходит к 3 годам. Но не всегда, иногда бывает, они продолжаются до 7–8 лет, перестают в привычку. Вообще говоря, те или иные нарушения сна встречаются примерно у 30% детей. Просто не всегда это именно стереотипии. В любом случае лучше заняться этой проблемой сейчас.

Другой вариант – новое развлечение, новое ощущение головокружения, вот дитя и пробует, но чаще это с 7–8 месяцев и в дневное время. Надо просто понаблюдать. Если ребенка можно отвлечь в этот момент, то, по всей видимости, это не неврология. Детям в этом возрасте нравится наблюдать движущиеся предметы и они искусственно создают такой эффект. Встревожить должно не само по себе повторяющееся движение, а то, что оно производится монотонно, длительно и навязчиво (не полминуты повертел головой и счастливый пополз дальше, а несколько минут сидит в однообразной позе и мотает головой из стороны в сторону), в неизменном ритме, с практически одинаковой амплитудой, без эмоциональной окраски. В такой ситуации надо идти к невропатологу.

Боль в ушах в таком возрасте, как правило, сопровождается и другими признаками болезни (повышение температуры тела, боль при надавливании на зону перед ушной раковиной, нарушение носового дыхания), определиться поможет ЛОР-врач.

При рахите крутят головой дети 3–4 месячного возраста.

Детская мастурбация – не надо паниковать!

Вы застали своего 2х-летнего ребенка за мастурбацией и уверены, что не ошиблись?
В таких случаях можно сказать о ранней генитализации. Это приносит удовольствие. Когда ребенок не получает удовлетворения по возрасту (ласковое отношение, внимание, занятия, игры и т.д.),он уходит в «теребение писи». В любом случае он делает это в какие-то моменты (скучает, волнуется и т. д.). Вспомните, когда и в связи с чем началось? Это тоже может пролить свет на проблему.

В целом если это не зашкаливает, то и делать особо ничего не надо. Критика, ругань, отшлепывание приводит к тому, что даже если он это делать перестанет, может появиться навязчивотсть, фобии и страхи. Во взрослом возрасте могут быть трудности во взаимоотношениях с партнером и получением сексуального удовольствия.

Разумно проконсультироваться с психологом.

На сегодняшний день педиатры, психологи и сексологи единодушны во мнении, что детская мастурбация – это нормально. В смысле, что это не порок, не отклонение от нормы, не болезнь. Можно было бы добавить «и не проблема», но проблема все-таки есть. Даже целых две. Одна из них связана с интенсивностью мастурбации в детском возрасте. Вторая – с родительской реакцией на нее.

В общем, попытайтесь добиться, чтобы ребенок не проникся к мастурбации особой любовью, но в то же время не чувствовал себя виноватым.

Как будет правильно?
Итак, что же все-таки сделать, если вы застали своего ребенка за мастурбацией и уверены, что не ошиблись? Спокойно поговорите об этом. Между делом нейтральным тоном спросите, почему он так делает? Ему это нравится? Но ковыряться в носу ему тоже нравилось, однако вы уже выяснили, что это некрасиво, и поэтому очищать нос нужно в ванной, когда никто не видит. То же самое и здесь. Если тебе уж очень хочется потрогать свой член или влагалище – сделай это, но не при людях. Ты же не писаешь посреди комнаты рядом с мамой и папой? А почему? Потому что, во-первых, нам было бы неприятно, а во-вторых, тебе самому это бы тоже не понравилось. Половые органы – это вещь личная, интимная. Ну, примерно как зубная щетка, только еще интимнее. Их следует показывать только своему врачу и только ему разрешать их касаться – ты же не даешь всем подряд чистить зубы своей зубной щеткой. Стоит также сказать, что частым прикасанием руками к половым органам можно занести инфекцию, не случайно эти части тела прикрывают трусиками. И объяснить, что если постоянно крутить свое ухо, оно заболит. То же касается и члена и влагалища. Не нужно играться с ними постоянно – они этого не любят и пользы от этого не будет.

В общем, попытайтесь добиться, чтобы ребенок не проникся к мастурбации особой любовью, но в то же время не чувствовал себя виноватым. Понял, что этим не следует заниматься на людях, но в то же время не пытался постоянно уединяться для самоудовлетворения. Запомнил, что половые органы не предназначены для демонстрации и чужих прикосновений – так вы, скорее всего, сможете предотвратить групповые занятия онанизмом в детском саду и в школе или сексуальное насилие со стороны старших.

Что еще может помочь справиться с ситуацией? Ваша ласка, в том числе и телесная, – не забывайте лишний раз обнять своего малыша, погладить перед сном, пощекотать пяточки, сделать массаж, хотя бы всем известные «рельсы-шпалы». Также можно призвать на помощь физическую активность – если мы постоянно сдерживаем ребенка, не разрешая ему прыгать и бегать, его нерастраченная энергия может пойти в другое русло.

Обучение игре и выражению эмоций, новые увлечения и интересные занятия – все это тоже отвлекает ребенка от занятий онанизмом.

А теперь о том, в каком возрасте чего ждать.

До 2-х лет дети манипулируют половыми органами так же, как и другими частями тела, – таким образом, они просто их изучают, удовлетворяют свой интерес. После 2-х лет ребенок начинает стимулировать гениталии уже с целью получения удовольствия.

В 3–4 года ребенок осознает, что эти действия предосудительны в глазах взрослых, но по-прежнему стремится получить удовольствие, даже через запрет. Если малыш прячется, трогая свои половые органы, – это означает, что он достаточно развит для своего возраста, чтобы понять интимность своих действий.

В 6 лет ребенок окончательно усваивает, «что такое хорошо и что такое плохо», понимает, что в мастурбации есть нечто неприличное и неподобающее, даже если родители напрямую не говорили ему об этом. В этом возрасте он изо всех сил старается быть послушным, заслужить похвалу, поэтому онанизм если и не прекращается совсем или на время, то начинает носить эпизодический характер и проходить в условиях повышенной секретности.

Лет в 9–10 ребенок заново или впервые открывает для себя самоудовлетворение. Однако в этом возрасте оно уже напрямую связано с развитием сексуальности и, в принципе, мало чем отличается от аналогичного занятия у взрослых. В это время необходимо поговорить с сыном или дочерью о половой жизни, о действии и строении половых органов, объяснить, что чрезмерная мастурбация может привести к проблемам во взрослой интимной жизни.

Напоследок повторим еще раз: если ребенок, не пренебрегающий мастурбацией, не занимается ею при каждом удобном и неудобном случае, не делает это прилюдно, не имеет проблем в общении со сверстниками и в учебе и владеет информацией на эту тему – достаточной для его возраста – причин для беспокойства нет.

Насилие в семьях

Тема насилия в семьях остается актуальной, несмотря на то, что сейчас родителям предлагается богатый выбор методик воспитания и большие возможности по обучению ребёнка самыми разными конструктивными методами. «Летидор» расспросил психолога и автора семинаров «Умная мама» Марию Сурыгину о том, как насилие отражается на детской психике.

- Насколько сейчас больше или меньше насилия в семьях?

- Смотря что и с чем сравнивать. Если сравнивать современную Россию с её ближайшим постсоветским или чуть более поздним советским периодом, то отношение к детям в семье не изменилось. Появилось больше семей, где мамы кормят грудью какой-то значимый период, а не только пару недель. Появилось больше возможностей не отдавать ребёнка в ясли. Появились такие понятия, как естественное родительство, холдинг-терапия. Но насилия не стало ни больше, ни меньше.

- Физическое и психологическое насилие: есть ли разница?

- Физическое насилие всегда сопровождается психическим. Сам факт того, что ребёнку намеренно причиняет физическую боль любимый взрослый – есть большая психическая травма. Физическая боль травмирует только тело и может проходить без проблем. Проблемы создают обстоятельства, в которых эта боль возникла: рука, сломанная при падении с яблони (август, Крым, солнце, друзья во фруктовом саду) или рука, сломанная мамой или папой (закрытая комната, крик, ремень, разбитая ваза). А ведь рука и гипс одни и те же.

Поэтому физическое и психологическое насилие в семье по отношению к ребёнку для меня, как психолога, стоят на одной ступени. И та, и другая форма отношений приводят к деформации личности человека, нарушают естественное развитие, зачастую приводят к таким искажениям самооценки, критичности, самоуважения, способностей и талантов, которые человеку приходится потом разбирать и прорабатывать годами или обращаться за помощью к профессионалу.

- Почему вообще возникает этот феномен насилия?

- Это не феномен, это естественная животная реакция. Основной способ контроля у животных – это доминирование. Проявляется оно в разных ключах: от демонстрации мощи до прямой агрессии. Но демонстрация имеет результат только в том случае, если тот, кому демонстрируется сила, уже раньше испытывал на себе или видел этот акт агрессии, причем с чёткими последствиями для жертвы. Агрессивное поведение в этом случае инстинктивно выступает как педагогический метод.

Но человек не совсем чтобы обычное животное, а многие полагают, что вообще не животное. В этом случае целесообразно пользоваться другими способами воспитания, благо они давно и широко известны.

Я консультирую родителей Израиля, Германии, Испании, Америки, Восточной Европы и даже Китая, но это всё наши бывшие соотечественники, а менталитет не сильно меняется от перемены места жительства. Если же судить по косвенным данным, то на мой взгляд, принципиальных различий нет.

- Как работать с детьми, которые подвергались насилию со стороны родителей?

- Большая удача, если такой ребёнок попадает к квалифицированному психологу в детском возрасте, а не будучи уже взрослым, наступившим на всевозможные грабли. Но, к сожалению, это происходит редко. Ведь для того, чтобы родитель привёл ребёнка к специалисту, ему нужно осознать, что последствия насилия есть, и признать свою неправоту. А это трудно сделать по многим причинам.

Варианты, когда родители замечают, что появилась проблема с развитием ребёнка, есть. Из-за насилия, в первую очередь, страдает развитие речи, волевого компонента мышления, компонента программирования действий. Эти факторы могут стать причиной визита к психологу, тогда специалист очень аккуратно, буквально чтобы не спугнуть родителя-агрессора, начнёт разматывать эту ниточку, находя подход ко взрослому. Работать с ребёнком без того, чтобы работать со взрослым – совершенно неэффективно и результата не имеет. И это касается любой проблемы, не только проблемы насилия.

Даже работа в благополучных стабильных семьях с детьми, имеющими задержки психического развития, ведётся во многом через родителей – ежедневные упражнения, особый подход к обучению, немного иная система дисциплины, чем при общении с нормально развивающимся ребёнком.

Но чаще реализуется другая схема: родитель приходит к психологу со своими проблемами, в процессе их решения начинает понимать и видеть, что от его действий пострадал ребёнок, и начинает принимать меры.

Дети со своей стороны готовы к тому, чтобы мама и папа были хорошими и любили их. Поэтому если обстановка в семье меняется, дети очень быстро меняют своё отношение и поведение. Но на реабилитацию от уже причинённого вреда понадобится время.

- Что вы думаете по поводу шведской системы, когда дети имеют право звонить в специальную организацию и жаловаться на родителей?

- Я плохо отношусь к созданию общества, провоцирующей доносы. Для защиты кого бы то ни было, в том числе детей, должно быть достаточно полиции и служб экстренной помощи. Но для этого должны работать соответствующие законы.

Если говорить о ювенальной юстиции, споры о которой в последние годы очень остры в нашей стране, то моя позиция такова: в теории я – «за», на практике – категорически против. Если бы мы жили в идеальном мире, в котором я могла бы доверять властьпридержащим, особенно мелко-чиновничьего ранга, я бы радовалась такой системе.

- В каких случаях силовые методы, оправданы, если они вообще могут быть оправданы?

- С точки зрения современной педагогики – ни в каких. В современной культуре обучение чему бы то ни было с помощью прямого насилия значительно менее эффективно, чем обучение с помощью позитивных стимулов, поощрений, создания безопасной среды. Выготский и Скиннер вам в помощь.

Да, инстинкты, импульсы, гормональную регуляцию, усталость, страх, ПМС, мигрень и прочее никто, увы, не отменяет. Как и того, что у людей порой случаются вспышки агрессии, выражающиеся в крике, угрозах или физических действиях, направленных против любимых людей. И есть большая разница между тем, чтобы импульсивно сорвавшись, накричать на ребёнка или шлепнуть – и тем, чтобы сознательно применить физическое наказание или получить удовольствие или разрядку, найдя повод отшлёпать малыша.

Дети очень хорошо чувствуют эту разницу. Ситуаций, где родитель не смог сдержаться, надо избегать, что все мы и делаем. Если такое происходит – поработать над собой, принять меры, чтобы это не повторялось. Но если чувство вины за такие эпизоды начинает гаснуть, а вспышки становятся чаще и регулярнее, и в голове появляются идеи о том, что это нормально, подбираются примеры того, что такой способ работает – это серьезный повод для родителя срочно взяться за подстройку своих реакций и установок, самостоятельно или с профессиональной помощью, но приняться за это всерьёз. Насилие порождает насилие.

- Каким образом можно формировать дисциплину в мировоззрении ребёнка без насилия?

- Вообще без негативного воздействия – никаким. Без прямого физического или морального насилия – легко. Легче, приятнее и быстрее чем с оным. Основные принципы воспитания, построенного на безопасности, лояльности и сотрудничестве, заключаются в следующем:

- Понимание особенностей восприятия ребёнка. Мышление ребёнка – наглядно-действенное и наглядно-образное, а не словестно-логическое. Объяснять бесполезно, лучше показать;

- Последовательность и четкость своих действий. Обучение в детстве – это многократное повторение. Если от родителя всё время разные реакции, ребёнок ничему не научится;

- Единые стандарты для всей семьи. «Если мама убирает за всеми, то почему я сам за собой должен?»

- И конечно, справедливость. У детей есть это чувство – чувство справедливости. Если в целом к ребёнку отношение справедливое, без лжи и манипулирования, то он значительно легче принимает запреты или какие-то иные дисциплинарные меры.

- Каким образом можно формировать у ребёнка мир без насилия, если он постоянно сталкивается с этим в кино, фильмах, да и в реальной жизни?

- А разве это нужно – формировать в голове ребёнка мир, не соответствующий реальности? И как он потом будет с этим жить? Ошибочно полагать, что, видя насилие во внешнем мире, ребёнок сам ожесточится. Дети с раннего возраста вполне в состоянии не принимать на свой счёт то, что происходит где-то во вне.

Если у ребёнка здоровая, стабильная обстановка в семье, его любят и относятся к нему справедливо, он вырастет стабильным, здоровым, умеющим любить справедливым человеком. И на одного хорошего человека в мире будет больше. Чем не борьба с насилием в мировом масштабе?

- Есть ли способы создания защиты от насилия внешнего мира для ребёнка?

- Уверенность в себе и адекватный взгляд на мир – лучшая защита. Жертвами внешних агрессоров становятся дети-жертвы семейной агрессии. Они готовы к тому, что их унизят и обидят. Ребёнок, которого в семье уважают, протестует против этого, не принимает, не покоряется. Он в состоянии дать отпор, позвать на помощь, пожаловаться родителям на то, что его обидели.

- Чем заменять привычное в семье насилие? Как могут агрессивные люди переключиться на что-то другое, и самое главное, на что?

- В первую очередь, родителю необходимо осознать, что у него есть с этим проблема и решать её придётся комплексно. Чаще всего такая агрессия возникает оттого, что человек не получает ожидаемого результата. Больше всего в жизни нас бесит несовпадение реальности и наших ожиданий. В воспитании детей хроническое несовпадение действий родителя и результата, конечно, говорит о том, что действия не верны. А может, не верны и сами установки-ожидания. Нередко у родителей неверные представления о детях, и они ожидают от ребят того, что те в принципе не в силах дать по причине физиологической или возрастной незрелости – например, понимание словесных инструкций или выполнение долгосрочных обязательств. Для ребёнка час – это уже долго.

Поэтому одна из важнейших частей работы над проблемой агрессии к ребёнку – отказ от неработающих схем и поиск новых педагогических подходов, а также повышение своего личного образования по части возрастных особенностей детей.

Другая часть работы – работа внутренняя, работа над управлением гневом. Есть различные способы провести её самостоятельно, но быстрее и эффективнее обратиться за помощью к специально обученным людям, которые умеют работать с такой проблемой.

А только к такому и стоит обращаться, кто с большим уважением отнесётся к родителю, который понял, что причиняет вред ребёнку, и пришел работать над этим. С уважением, а не с осуждением или критикой. В моей практике среди родителей такие люди – мои любимые клиенты. Потому что мы понимаем, как трудно начать меняться в этом направлении.

- Играют ли какую-то роль силовые методы воспитания в формировании силы воли?

- Конечно играют. Насилие подавляет волю. Причём очень эффективно.

- Куда вымещать агрессию родителям, чьи дети непослушные?

Нет непослушных детей. Есть дети с отклонениями в развитии (например, СДВГ) и дети, родители которых не нашли, а скорее, даже не искали подход к своему ребёнку. Это не ребёнок не послушный, это ваши методы не работают. Поэтому не надо вымещать на нем агрессию, надо учиться воспитывать ребёнка.

Найдите правильный подход к нему. Будьте последовательны и справедливы. Научитесь понимать его возможности – и тогда даже в ситуациях, где он не слушается, и ваши планы летят в тартарары, вы сможете держать себя в руках, потому что будете понимать, что происходит и что делать.



© 2008 Детский медицинский центр КЕНГУРУ
© 2008 BS Design | проект Быстросайт